МАОУ "Нежинский лицей Оренбургского района"
село Нежинка, Оренбургский район, Оренбургская область
  • Газета "Лицеисты"

    Из истории создания газеты…

    В 2006 году наша школа получила статус лицея. Социальный статус школы обязывает ко многому.

    Позже, в феврале того же года на заседании Совета старшеклассников ребята назвали множество проблем, стоящих перед учащимися лицея. Создание школьных СМИ выделили как  актуальную  и доступную для самостоятельного решения.

     Создание школьных СМИ - проблема широкая. Ведь это и школьное телевидение, радиовещание и печатный орган. Решили проблему решать пошагово и  начать с организации школьной газеты

    Этот проект разрабатывался творческой инициативная группой учащихся под руководством учителя русского языка и литературы Исмухамбетовой А.Н.. Был представлен на областном конкурсе «Я- гражданин России». Организаторы проекта стали лауреатами конкурса.

    В настоящее время СМИ является самым доступным и широкомасштабным источником информации, влияющим на формирование мировоззрения подрастающего поколения, способным нести «светлое, доброе, вечное», но и подчас несущее негативное. Школьная газета, радио, телевидение – это уже давно не редкость; образование всегда шло в ногу со временем.Кто-то из великих сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

      Руководствуясь этим высказыванием, мы, школьники, тоже стараемся внести свою лепту не только  в решение школьных проблем, но и посильно участвуем в сельских делах, пытаемся  сделать интереснее свою жизнь в образовательном учреждении и за его пределами.  Школьная газета, как любое СМИ, должна нести информационно-просветительскую миссию. Особенно в нашем лицее, самом большом учебном заведении Оренбургского района, жизнь которого насыщена событиями, информирование  учащихся, их родителей и учителей  жизненно необходимо.  

    Цель проекта:

    -организация общешкольного печатного органа как составной части школьных и сельских СМИ.

    Задачи проекта:

    - исследовать образовательное пространство школы, района на предмет наличия печатных изданий,

    - познакомиться с правовой базой проблемы,

    - приобрести элементарные навыки издательской и журналистской деятельности,

    - расширять знания информационных технологий,

    - совершенствовать литературно- творческие способности,

    - учиться работать в группе, решая практические, творческие задачи в сотрудничестве.

    Это творческий практико-ориентированный проект. Может быть рекомендован начинающим создателям школьных СМИ.

    Общешкольная литературная газета - результат работы творческого детского объединения «Проба пера», руководителем которого является учитель русского языка и литературы А.Н.Исмухамбетова. Газета выходит ежемесячно тиражом 60 экземпляров.

    Редакционная коллегия газеты представляет собой разновозрастную группу учащихся.

    Тематика и проблематика выпусков разнообразна и широка:

    -гражданско- правовая;

    -патриотическая,

    -духовно- нравственная,

    -эстетическая,

    Характер проекта социально- ролевой.

    Роли участников проекта (постоянно сменяющиеся):

    главный редактор, корректоры, оформители и дизайнеры, журналисты,

    ведущие различных рубрик, наборщики текстов.

    Проект интегрирован:

    - Предмет – русский язык

    - Умение использовать компьютерные технологии

    - Навыки журналистской деятельности

    Время работы: длительный проект.

    Ожидаемый результат: ежемесячная общешкольная газета «Лицеисты».

    На данный момент в Оренбургском районе выходят примерно 25 школьных печатных изданий. Подчас случается, что ученики одной школы не знают о существовании собственной школьной газеты, не говоря уже о печатных изданиях других школ. Зачастую информация в данных изданиях носит развлекательный характер.

     А ведь школьные СМИ могут разнообразить жизнь учащихся, и не только носить развлекательный характер, но и содержать полезную, актуальную, профессиональную информацию. Все едины в том, что независимые СМИ важны для формирования правового пространства школы и развития демократического уклада в школе.

     Считаем, что газета может стать важным элементом гражданского образования в школьной системе, так как учит ответственности, активной позиции, самостоятельности.

     Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования  универсального умения ставить и решать задачи, способности самостоятельно мыслить,  добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Вот этому может способствовать создание самостоятельного дела, которое организуют и проводят сами дети.

      Следующим шагом был социологический опрос, проведенный среди учащихся лицея, их родителей, учителей, о необходимости школьных СМИ. Были опрошены 300 респондентов (150 учащихся, 120 родителей, 30 учителей).

     В   школьном  музее мы узнали  от руководителя Шкуридиной А.А., что  постоянно действующей газеты  не было и нет. Это убедило нас в важности и необходимости нашего дела.

    Создаваемая газета не ограничивается рамками лицея. Мы сотрудничаем с другими средствами массовой информации:  сельской газетой «Нежинка», районной газетой «Сельские вести», детской областной газетой «ДОГ», областной газетой «Айкап», телекомпанией «Вести Оренбуржья». Наша газета востребована и читаема.

    Например, сотрудничество с сельской газеты «Нежинка» (ответственная за выпуск Лаврентьева Л.В.) продолжается вот уже  4 года. Именно редакция этой газеты стояла у истоков создания нашей газеты, познакомив с деятельностью по созданию газеты детально, «шаг за шагом». Ребята услышали много полезных и практических советов. Лариса Викторовна и сейчас частый гость наших заседаний, первый советчик и помощник. Мы часто публикуем свои статьи на страницах этой газеты. «Ты будешь вечно молода!», посвященная 100 летнему юбилею школы, «Мы верим в чудеса»( автор Байдавлетова Ж., Ермакова А.), «И в праздник , и в будни с любимым учителем»,(А.Худоян), «Печатное слово лицеистов»( Л.Якупова )и др.

     Мы тесно сотрудничаем  с будущими журналистами из ОГПУ. Среди них выпускница Нежинского лицея Колосок  Виктория, ныне студентка этого факультета. Они проводят мастер-классы с ребятами. Помимо этого в живой заинтересованной беседе будущие журналисты рассказывают о своей  профессии, делятся своими знаниями, небольшим накопленным опытом.

    По приглашению главного редактора Нины Алексеевны Кузнецовой учащиеся совершили экскурсию в  редакцию газеты «Сельские вести». Очень многое узнали  о подробностях журналистской жизни.   Показали типографию- место, где сотрудники создают районную газету. Нам удалось познакомиться с еще не вышедшим ее номером.

     А еще мы узнали, что пресса может не только информировать, но и помочь реально в трудной жизненной ситуации. К примеру, несколько лет назад к ним в редакцию обратился один мальчик. Он жил   в неблагополучной семье. И редакция, конечно же, не оставила бедного мальчишку без внимания. Она проведала его и помогла в трудной жизненной ситуации. Теперь у него все в порядке. Он учится в Оренбургском кадетском корпусе.

      Ресурсное обеспечение проекта осуществляется из Фонда развития лицея, спонсорских средств, средств от реализации газеты .

     Расчеты провести нам помогала ведущий бухгалтер администрации МО «Нежинский сельский совет» Шестакова Н.Г.

      Ребята побывали на встрече с кандидатом юридических наук, доцентом ОИ МГЮА Стройкиной Юлией Викторовной. Юлия Викторовна пояснила правовую основу нашего дела.

    План действий команды.

    1. Разработка концепции газеты.

    1. Утверждение рубрик.
    2. Распределение ролей: ведущие рубрик, корректоры, наборщики, дизайнеры-оформители, фоторепортеры, менеджеры, главный редактор и определение их функций.
    3. Составление расписания заседаний редакционной коллегии.
    4. Ежемесячный выпуск газеты.
    5. Распространение газеты менеджерами по продажам и вывешивание на стенд «Вести из редакции» отдельного  экземпляра.

    Для того, чтобы приступить к реализации плана действий нужно было решить финансовые проблемы. Первой откликнулась на нашу просьбу директор нашего лицея Долгова В.И. Из Фонда развития лицея она выделила нам ноутбук «Тоshiba» и цветной  струйный принтер для выпуска газеты.

    На этапе разработки собственного варианта решения ребятам пришлось посетить несколько практических  занятий знания ПК. Они были очень необходимы нам, так как создание газеты требует элементарного владения компьютером, а также - знакомства с  различными компьютерными программами. Эти занятия провел с редакционной группой учитель информатики Шулаков В.Н.

    Следующим этапом являлась реализация плана действий. Мы попытались реализовать на практике решение своей проблемы. Результатом реализации явилась ежемесячная  газета «Лицеисты».

    С каждым номером мы совершенствуемся, что-то переделываем, дополняем и разнообразим рубрики, расширяем тематику. Так, например, первая газета была черно-белая и на двух полосах. А вот уже седьмая газета на пяти полосах и цветная. В четвертой газете мы ввели рубрику «Знакомьтесь!  Интересный человек» и др.

     Главная функция нашей газеты, конечно же, информационная. Но помимо событий и фактов сегодняшнего дня, мы рассказываем о насущных проблемах не только лицея, но и села. Так, например, в одном из номеров мы рассказывали о сельской церкви и мечети. Жители села Нежинка знают о злободневных и животрепещущих проблемах, связанных с этими святынями, поэтому мы хотим продолжить разговор о них. И не только разговор…Работая в газете, мы поняли, что энергичные и неравнодушные журналисты могут помочь людям не только словом, но и реальным делом.     Один из номеров газеты был посвящен кадетскому движению не только в Нежинском лицее, но и в районе вообще. Кадетские классы появились в нашем лицее в 2006 году, а в районе чуть раньше. Но в истории России это движение имеет глубокие корни. Создавая эту газету, ребята проделали большую исследовательскую работу и получили минипроект в проекте.

    Газета не только информирует читателя о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта.

     15 марта 2008 года наша редакционная коллегия ездила на защиту собственного проекта «Организация школьных СМИ» в ЦДЮТ им. В.П.Поляничко. Из 56 команд отобрали 18 сильнейших. Среди них была команда редакции «Лицеисты» Нежинского лицея.Мы стали лауреатами этого конкурса.

    С 11 по 14 ноября 2008года на территории лагеря «Чайка» проводился областной фестиваль юных журналистов «ТуЖурка - 17». Со всех уголков нашей области съехались в лагерь «Чайка» ребята, причастные к журналистской деятельности. Нашу газету представляла юнкор Ж.Байдавлетова.  В программу фестиваля входило представление собственной газеты, посещение  телеканала «Планета», радиостанции «Европа плюс». Там профессионалы нам давали советы, так необходимые начинающим журналистам!

    Мастер – классы для нас проводили корреспонденты «Радио России», представители газеты «ТелеСемь», корреспонденты сайта «Орен.ru», представители ГТРК – Оренбург.         Прекрасный фестиваль состоялся благодаря поддержке спонсоров  компании «Мегафон». Каждый участник получил памятные сувениры и подарки от компании.    

    7 мая состоялся первый Открытый областной  фестиваль школьных СМИ « Сиреневый город», который проходил под девизом : «Своей улице, городу, родине не хотим мы быть посторонними» в ЦДЮТ  им. В.П.Поляничко.  На этот фестиваль были приглашены сотрудники газеты «Лицеисты».  Цель фестиваля заключалась в том, чтобы наш город Оренбург вновь стал сиреневым, как раньше. Были представлены творческие  работы редакций: видеофильмы, статьи общественно направленной проблематики. Затем всех участников пригласили в парк для того, чтобы посадить сирень. Журналисты нашей газеты посадили куст сирени в Центральном городском парке. В заключение всем участникам были вручены дипломы  и подарки за их плодотворную деятельность.                                                                                                                            

    Мы поняли , что самостоятельно действовать и что-то создавать это одновременно и увлекательно, и ответственно. Мы доказали себе и своим сверстникам, что  наравне со взрослыми не на словах , а на деле,можем решать важные проблемы.

    Главные проблемы школьного СМИ на сегодняшний день:

    • слабая материальная база;
    • участие в выпуске школьных СМИ лишь узкого круга людей;
    • недостаточная осведомленность о том, какие цели и задачи должно нести школьное СМИ;
    • обособленность школьных изданий;
    • недостаточная популярность и известность печатных изданий на  сельском и районном уровнях;
    • отсутствие вещательного СМИ для школьников;

          Перспективы развития школьных СМИ:

    • создание школьного телевизионного канала, который будут делать непосредственно школьники;
    • создание школьного радио;
    • трансляция школьных проектов на краеведческие, исторические, политические и интеллектуальные темы ;
    • привлечение большего количества школьников к созданию собственных печатных изданий, мастер - классы для начинающих школьных СМИ, проводимые членами редакции существующей школьной  газеты;
    • вывод внутришкольного издания на районный и областной уровни (пересылка экземпляров газет из одной школы в другую по электронной почте);
    • создание небольших печатных изданий (1 страница), осведомляющих учеников школы о деятельности органов школьного самоуправления.

    Редакционная коллегия

    Редакционная коллегия-  разновозрастная группа от 11 до 16 лет. Это творческие, энергичные ребята, занимающиеся журналистским делом. Каждый год наш коллектив пополняется новыми сотрудниками. Мы представляем им газету, рассказываем им о своей деятельности, знакомим их с журналистскими навыками. Что мы делаем?  Мы собираем информацию, редактируем, спорим, обсуждаем. И вот свежий номер очередной газеты! Стоя у стенда «Вести из редакции», многие невольно восклицают: «И это делают дети!?» Редколлегия определяет тему и направленность номера, состав рубрик, перечень заметок или публикаций. Постоянный или изменяемый состав корреспондентов газеты готовит заметки или публикации в очередной номер газеты. Художник или несколько художников отвечают за стиль и художественное оформление газеты. Техническая группа отвечает за набор, верстку и печать отдельных материалов. 

    Редакция газеты «Лицеисты»

    Руководитель - Исмухамбетова А.Н.

    Главный редактор - Качанов Арсений

    Соредактор - Займак Кристина

    Дизайнеры - Неверова Алина

    Корректоры - Иржанова Аделия, Абрамян Валерия

    Репортеры - Обухова Виктория, Вавилина София, Лычкатый Захар

    Журналисты - Худоян Эвин, Дегтярева Валерия, Выдренков Матвей

    Выпуски газеты "Лицеисты"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie